Залог движимого имущества

С 01 июля 2014 года у нотариусов России появилось новое нотариальное действие — Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества! Данное нотариальное действие появилось в связи с внесением изменений в Основы законодательства о нотариате путем принятия Федерального закона № 379-ФЗ от 21 декабря 2013 года.

Итак, регистрация уведомлений о залоге движимого имущества — это внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества.

Для чего же нужен единый реестр залогов движимого имущества? Как известно залог недвижимого имущества есть уже давно, при этом он регулируется Федеральным законом «О залоге недвижимого имущества (ипотеке)». А вот залог движимого имущества до последнего времени никак не регулировался. При том, что многие движимые вещи (автотранспортные средства, товары в обороте и т.д.) могут быть более значимыми и ценными (в т.ч. в финансовых значениях) чем некоторое недвижимое имущество.

Кроме того, в настоящее время многие физические и юридические лица стали оформлять и получать кредиты под залог движимого имущества. А также в последние годы большое распространение получило приобретение транспортных средств с использованием кредитных средств.

Поскольку данные правоотношения, касающиеся оборота движимого имущества, никак не регулировались, возникла проблема мошеннических продаж заложенного имущества — продавец скрывает, что транспортное средство или товары в большом объеме находятся в залоге, а покупатель, действуя добросовестно, никак не мог себя обезопасить приобретая такое имущество. Таким образом, движимое имущество, приобретаемое покупателем, действующим добросовестно и не осведомлённом о наличии залога, согласно законодательству могло быть в итоге изъято у него залогодержателем.

Именно поэтому создание такого регулятора, как Единый реестр залогов движимого имущества, требовалось уже давно.

С 01 июля 2014 года ситуация кардинально изменилась. Учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, осуществляется путем регистрации уведомлений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.

Уведомление может быть подано любому нотариусу независимо от места жительства (места нахождения) залогодателя, залогодержателя, их представителя, а также независимо от места расположения и регистрации движимого имущества.

Нотариус регистрирует уведомление о залоге движимого имущества, если в нем содержатся все необходимые и надлежащим образом указанные и предусмотренные статьей 103.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате сведения.

Описание

Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества — это внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества.

Необходимые документы

Для физического лица:

  1. Личное присутствие заявителя, с оригиналом паспорта;
  2. Правильно заполненное уведомление о возникновении (изменении или снятии) залога движимого имущества.

Для юридического лица:

  1. Правильно заполненное уведомление о возникновении (изменении или снятии) залога движимого имущества.
  2. Устав (оригинал, действующая зарегистрированная редакция) и изменения в устав — при наличии;
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, где указан номер ОГРН (ООО, ОАО, ЗАО, ПАО, НЕПАО и др.) — при наличии;
  4. Свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, где указаны номера ИНН и КПП — при наличии;
  5. Документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (генеральный директор, директор, управляющий, начальник, председатель, ликвидатор, председатель ликвидационной комиссии и др.):
    • Если в Обществе один участник — решение о назначении руководителя организации;
    • Если в Обществе два и более участников — протокол общего собрания о назначении руководителя организации;
    • Если организация находится в государственной или муниципальной собственности — постановление, приказ или распоряжение муниципального или государственного органа.
  6. Личное присутствие руководителя организации лично с оригиналом паспорта.

Для индивидуальных предпринимателей:

  1. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);
  2. Свидетельство о постановке на учёт физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (ИНН);
  3. Личное присутствие заявителя с оригиналом паспорта.

Примечание: Данный список является общим, поэтому при возникновении нестандартной ситуации нотариусом могут быть истребованы дополнительные документы, необходимые для совершения данного нотариального действия.